Свернуть
Развернуть
Вход
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Выбор эпохи и места
Исторические эпохи:
  • Древний мир
  • Античность
  • Средние века
  • Новое время
  • ХХ век
  • XXI век
Страны, регионы, племена:
ok

Вандея. Война нелепая и блистательная
Представляем четыре материала из апрельского номера журнала «Дилетант»!
Ознакомиться
Архив номеров

Где купить?
Оформить подписку

Какие раньше на Руси кресты были

Автор
Пермяков  Владимир Пермяков Владимир wellperm
19 сентября //10:34

Сегодня у многих людей есть устойчивый стереотип , что религия на Руси всегда была неизменна . Это не так . Она менялась и очень сильно , вслед за изменением быта , обычаев и самого устройства государства Российского .
Есть такой альбом Путешествия по Московии. Pieter van der Aa, Издан в 1727 году .  И там достаточно много видов различных российских городов . Полностью картинки можете сами посмотреть по ссылке , меня же сегодня будут интересовать только кресты  на куполах .
Касимов  . Обычных крест .Кстати вверху , в названии написано что это город Tartarie Moscovite


Нижний Новгород . Тут уже кресты несколько другие



А вот тут тот же город , но другие , более старые деревянные церкви , с очень интересной архитектурой  купола  .



Вот тут более крупное изображение :




Вот кстати картинка из другого моего поста об архитектуре древней Руси .

Похоже да ? И "перья " и шар . Только крест с очень интересной конфигурацией добавлен . Кстати обратите внимание на кресты на могилах .
Тверь . Кресты вроде бы однотипные Но опять же  имеют свою  отдельную конфигурацию .Кстати  архитектура колоколен больше напоминает минареты


Мне тут подсказали, что кресты как будто пририсованы позже . И на панораме Новгорода ( ниже ) это тоже видно . 



А сейчас будет большая панорама Новгорода . Не знаю насколько верно переданы конструкции крестов , но они вообще все разные :





А вот это вид Саратова . И крестов на куполах вообще нет , да и сами колокольни несколько другие  :


Тоже самое мы видим и в Царицыне :



Ну и наконец Москва , тут тоже как минимум два вида крестов :


А теперь перейдем к самому интересному .  Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного .  Вот тут его полное изображение  . Мы же сначала посмотрим подпись к этой картинке :


Если я правильно понимаю то тут написано что то вроде - Святая Троица или Иерусалим . Что дальше уже затрудняюсь понять . Если кто может , переведите . Интересное , не правда ли , название всем нам хорошо известного сооружения ? У священника кстати очень своеобразный  головной убор .
Ну а теперь посмотрим поближе на кресты сего сооружения.Как то они выбиваются из привычной нам  картины мира .  :


Но это начало 18 века . А вот что было в конце . Картинку увидел у моего френда tito0107 .Это рисунок Кваренги  , 1797 год .






Кресты уже совсем другие . А внизу еще и появился месяц ,как тогда говорили , рогами вверх .

А вот этот снимок мне предоставил другой мой френд crustgroup .Это собственно тоже крест ,  православной церкви на Полтавщине, конец XVIII века.

Кстати у конструкции , что стоил слева , внизу тоже шарик и полумесяц , как на Храме Василия Блаженного в конце 19 века .

Прежде всего  еще раз повторю мысль , которую я очень часто пишу в своих исследованиях - раньше было совсем все не так , как сейчас . Символы имели совсем другой смысл и означали абсолютно разные вещи , совсем не  коррелирующие  с современными представлениями о вроде бы тех же самых символах  .
Например  многие русские города имели вот такие вот гербы .

Более подробно о гербах можно почитать в этом посте .

Мне кажется еще в начале 18 века кресты на куполах были собственно не крестами- символами  в том виде , в котором мы  с вами к ним привыкли сейчас . Слишком уж большой разброс в конфигурациях  этих самых " крестов".У любого символа прежде всего есть канон . Тут же он отсутствует . Ну на первый взгляд . Опять же в моих исследования Лицевого свода Ивана Грозного  я неоднократно писал , что там нет крестов . Вообще . Лично у меня эти самые "кресты" вызывают стойкую ассоциацию со словом - антенна .
К сожалению мы уже сейчас наверно так и не сможем понять , что означали все эти "кресты" в те времена , до 18 века, причем этот смысл в разные века был разный , как и сами символы  .  Документов не осталось . Но ясно , что тогда не было единого символа у той религии , которую мы сейчас знаем  как " Православную". Собственно ,кажется ,  даже и сейчас его нет .


1
Комментарии
  • Катышев Сергей
    Катышев Сергей , 27.09.2013 11:47:50
    крест с месяцем в подножии греки называли "анкира" - якорь; для нас - якорь ковчега, который рогами цепляется за дно и не даёт нам блуждать (блудить) по разлившимся волнам жития сего.
    • Катышев Сергей
      Катышев Сергей , 27.09.2013 12:08:52
      любопытно - христианский крест всегда семи- или восьмиконечный, что соотносится с полнотой времени, исполнением сроков ожидания. семь дней (и семиконечный крест) символизируют полноту бытия сего мира, а восемь дней (и восьмиконечный крест) - полноту бытия и день вечный. русский крест восьмиконечный, а грузинский - семиконечный. внимание - вопрос! через одну минуту нарисуйте русский и грузинский кресты и объясните, от какого именно угла отказались грузины?!
  • Пелипейко Татьяна
    Пелипейко Татьяна , 21.09.2013 11:03:01
    === месяц ,как тогда говорили , рогами вверх ===

    Это символизация ковчега. :)
  • Барботкин Михаил
    Барботкин Михаил , 19.09.2013 18:40:28
    Насчет фразы, я тут поработал с ней немного и вот, что мне выдал гугл:
    С латыни: S.Trinite или Иерусалим, Церковь в Москве, и представление великого праздника, что \ 'ы славятся
    С французского: S.Trinite,или Иерусалим, Церковь Москвы, и ближнего, так и дальнего большой Праздник, на которые celebre.
    Судя по всему это старофранцузский, так как когда я забил эту фразу просто, то поисковик дал ссылки на французские тексты...
    S.Trinite - это склонение от Sanctae Trinitatis, что означает на латыни святая троица...
    • Пелипейко Татьяна
      Пелипейко Татьяна , 21.09.2013 11:14:55
      Да, Михаил, "... церковь в Москве и изображение отмечаемого там одного из великих праздников".

      А что Троица - тут как раз ничего удивительного. Здесь была когда-то деревянная церковь Святой Троицы, и название долго бытовало и в отношении каменного собора (который, к слову, официально - Собор Покрова пресвятой Богородицы, что на рву, а в честь Василия Блаженного освящена только одна из его составляющих - нижняя церковь на уровне подклета). Одна из составляющих собор церквей - как раз Троицкая.
      Так что тут вопрос не смены названия как такового, а именно сдвиг неофициальных названий, бытующих среди жителей города.
      И для "Иерусалима" тоже есть объяснение: одна из церквей собора - церковь Входа Господня в Иерусалим.

      Право, Владимир, это из серии, когда хочется спросить: вас в Гугле забанили? :))
  • Барботкин Михаил
    Барботкин Михаил , 19.09.2013 18:25:27
    Владимир, а что Вас так удивляет в формах креста? Если бы Вы хотя бы ради разнообразия походили бы в воскресную школу, то об этом узнали бы очень много... Поэтому не понимаю, в чем тут сакральность Вашего открытия. Да гравюры интересны, но тайны, которую тут Вы пытаетесь показать - нет...
    В общем спасибо за подборку фото, но за все остальное огромный минус...
    • Пелипейко Татьяна
      Пелипейко Татьяна , 21.09.2013 11:17:50
      Михаил, а вы бы написали, если найдете время, о символике дизайна крестов. Они же очень многообразны, это весьма интересно.
      • Барботкин Михаил
        Барботкин Михаил , 21.09.2013 22:38:48
        Татьяна а я как раз и пишу об этом. Правда столкнулся с небольшой трудностью - как это сделать, что бы не растягивать на длинную серию. Но вроде как решил ее.
  • Макаров Сергей
    Макаров Сергей , 19.09.2013 14:15:08
    Добрый день, Владимир.Настоящим направляю Вашему вниманию интересную информацию о кресте - якоре.
    В своем Послании Апостол Павел поучает, что христиане имеют возможность "взяться за предлежащую надежду (т.е. Крест), которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий". Этот, по слову Апостола, "якорь", символически прикрывающий крест от поругания неверных, а верным открывающий подлинный его смысл, как избавление от последствий греха, и есть наша крепкая надежда.

    Церковный корабль, образно говоря, по волнам бурной временной жизни доставляет всех желающих в тихую пристань жизни вечной. Поэтому "якорь", будучи крестообразным, сделался у христиан символом надежды на крепчайший плод Креста Христова - Царство Небесное, хотя греки и римляне, тоже пользуясь этим знаком, усваивали ему значение "прочности" только дел земных.
    http://www.golddomes.ru/krest/krest.shtml
    • Пермяков  Владимир
      Пермяков Владимир , 19.09.2013 17:20:25
      Понимает проблема в том , что у нас сейчас другой менталитет и другое мировоззрение .А это очень сильно сбивает в осмыслении тогдашних верований и привычек . Тем более , что документов осталось очень мало .
      Боюсь мы сейчас просто уже не поймем что тогда означали кресты. И кресты ли это вообще были ? Я собственно об этом и пишу в своем посте .
  • krumkach white
    krumkach white , 19.09.2013 13:25:12
    Владимир!
    Читаю Вас постоянно,всегда очень интересно,раскажу Вам курьезный случай,известно ,что денежные банкноты Беларусь печатает в России,в году 2004 дали эскиз 100000 банкноты,у нас были и миллионые купюры,что свидетельствует о мощной экономике,не подверженной инфляции,беларусскае чудо,но это к слову.На банкноте изображен Несвижский замок Радзивилов,на башенках были установлены гербы Радзивилов,художник выбрасывает орлы и ставит провославные кресты,Радзивил в гробу бы перевернулся от такой подлости,он то ни слухом ни духом.Обнаружили случайно в этом году,обещали исправить на новых купюрах
    • Пермяков  Владимир
      Пермяков Владимир , 19.09.2013 13:43:16
      Я читал уже об этом . Думается что тут вины банка России нет . Эскиз стопудово сам батька заверял . Собственно так и переписывают историю . Ради конкретной сиюминутной политической ситуации . В Белоруссии власти вообще не любят , как я понял , вспоминать про Литву .
      • krumkach white
        krumkach white , 19.09.2013 14:10:14
        Владимир!
        Конечно заверял,но на эскизе были орлы,художник признал свою вину ичистосердечно раскаялся,двушечку ему вряд ли дадут,Радзивил бы его стервеца порубил бы,нет наверно,за оскорбление религиозных чувств просто на кол посадил,он был очень добрый человек,кожу живьем не стал бы снимать
Оставить комментарий
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы. Пожалуйста, авторизуйтесь.
А если у вас еще нет аккаунта на нашем сайте - зарегистрируйтесь и после регистрации вы сможете комментировать материалы сайта, участвовать в опросах, писать рецензии и т.д.
Зарегистрироваться